Несколько слов о происхождении этого персонажа
Часть 1. "Искусство - это взрыв!"
Эта эта фраза принадлежит японскому авангардисту Таро Окамото
Взрывающиеся "шедевры" Дейдары напоминают его работы
Рука мастера
Окамото Таро принадлежат несколько книг о современном искусстве. Как вы помните, Дейдара тоже любил поболтать на эту тему
В "творчестве" Дейдары легко увидеть пародию на современные перфомансы, на стремление поразить и шокировать зрителя любой ценой.
Тем не менее, есть у его споров с Сасори еще одна сторона - противоречие традиционного и западного мировоззрений. Ну, с нами все ясно: европеец, как учит классическая литература, приглянувшееся мгновение скорее всего попытался остановить. В японской культуре, напротив, возникла концепция "укиё" - плывущего мира: жизнь эфемерна и недолговечна, потому каждое мгновение обладает собственной неповторимой красотой. Итак, доведенное до абсурда желание сохранить и запечатлеть преходящее - это Сасори с его марионетками. Доведенное до абсурда же преклонение перед недолговечной красотой мига - Дейдара и его "Бум!" Миленькая пародия...
Вот, кстати, и взрывающаяся фигура в центре:
Одно из наиболее известных произведений Таро Окамото - Башня Солнца, символизирующая настояшее, прошлое и будущее человечества
версия от Дейдары:
"Произведения являются не только аллегориями, но и катастрофическим воплощением этих аллегорий в жизнь. Ощущение шока, которое вызывают произведения новейшего искусства, порождено взрывом, — взрывом, вызывающим к жизни явления искусства"
(Теодор Адорно. Эстетическая теория)
Часть 2. "Pop is dead! My style is superflat!" (Deidara)
Такаши Мураками знают все. И даже те, кто вообще не интересуется современным искусством.
Узнаете дизайн? Его работа.
Какое же отношение наш Дейдара имеет к сумочкам Louis Vuiton?
Такеши Мураками - "японский Уорхолл", один из самых успешных на сегодняшний день художников. Ему предоставляют престижные выставочные залы, его портреты украшают обложки журналов, его работы коллекционирует директор Christie's. А возглавляемое им движение художников носит название... Ну да, тот самый Superflat Так называлась организованная им в 2000 году выставка современного искусства. Тогда же, в своем эссе "A Theory of Super Flat Japanese Art" он указал на преемственность между японской гравюрой укиё-э и мангой и анимэ, в том числе - творчеством Yoshinori Kanada.
Японский постмодернизм граничит с художественным терроризмом. Используя жанры и образы традиционного искусства, художник создает весьма запоминающиеся произведения. К примеру, как вам нравится ширма, где вместо обычного дракона изображено подобное чудовище?
Или вот эта - "Молоко", чем не ответ классической каллиграфии?
Источником вдохновения и, одновременно, мишенью для едкой критики, является для Мураками культура отаку. В завсегдатаях Комикета он видит не столько пытающихся скрыться от действительности людей, сколько зеркало всей современной культуры. Фан-арт как символ постмодерна. Искусство, по определению, не несущее ничего нового. "Я выражаю безнадежность" - однажды заметил он в интервью.
Дань субкультуре - большие, в человеческий рост, анимэшные фигурки.
Извините, но они такие:
Цензура! Говорю сразу, несовершеннолетним смотреть нежелательно!
Добавьте к этому психоделические цвета...
Теперь вернемся к нашим взрывам
Нью-Йорк, 2005 год. Т
акаши Мураками организует выставку под впечатляющим названием :
Little Boy (The Arts of Japan's Exploding Subculture)
Кто не помнит, Little Boy - название бомбы, сброшенной на Хиросиму.
Работы Окамото Таро там тоже были представлены.
Ниже - несколько экспонатов с этой выставки. Их авторы - коллеги Мураками по Superflat.
Годзилла - один из самых узнаваемых образов японской попкультуры. Первый фильм о чудовище, разбуженном взрывом американской водородной бомбы, и едва не разрушевшим Токио, вышел на экраны в 1954 году.
Yuji Sakai, godzilla figures
(Перевод: Статья 9. Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.
Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается)
Chiho Aoshima
Magma Spirit Explodes. Tsunami is Dreadful, 2004
Здесь снова игра с традицией - цветущая сакура:
A Contented Skull, 2003
Характерное изображение цветущей ветки, но словно бы зафотошопленное насмерть, да еще и украшенное обнаженной лолиткой. Фан-арт vulgaris, или расхожее представление о японской культуре, основанное на штампах в стиле "водка-сибирь-медведь"
Japanese Apricot
Думаю, и Дейдара не постыдился бы такой работы
Часть 3. скульптор и бандит
Перед вами Гао - персонаж манги Тезуки Осаму "Феникс" (1970)
Преследуемый одноглазый преступник. Убийца, изгнанный из родной деревни, потерявший руку...
и - гениальный скульптор
Обратите внимание на статую на заднем плане (подразумевается изваяние из храма Тодайджи в Нара)
Похоже, не правда ли?
В одном из интервью Такеши Мураками сравнивает себя с этим персонажем.
Искусство становится единственным средством противостоять безнадежности и невозможности изменить собственную судьбу. "Люди, которые сами уже не противятся обстоятельствам, находят опору, когда видят произведения тех, кто еще сопротивляется. Они могут задуматься о том, что и сами способны на подобное. Такова роль художника. Вот почему я занимаюсь искусством"